Памятка учителям начальных классов
• Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
• Постоянно работать над техникой чтения учащихся.
• Работать над скоростью письма и каллиграфией.
• Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
• Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
• Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
• Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
• Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.
• Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
• Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
• Приучать учащихся работать самостоятельно: с учебником, с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
Памятка учителям-предметникам, которые будут преподавать в 5 классе
1. С целью организации преемственности в обучении:
- изучить программу начальной школы по своему предмету;
- ознакомиться с возрастными особенностями учащихся, изучить уровень работоспособности младших школьников;
- изучить систему работы учителя начальных классов: формы, методы организации учебной деятельности;
- познакомиться с детьми;
- посетить последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
- провести свои фрагменты уроков;
- получить характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.
2. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, к примеру:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
здороваемся стоя;
не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
опоздания не допускаются.
б) организация учебного процесса:
наличие необходимых учебных пособий;
соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи: «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
Памятка учителям, которые работают в 5 классе
* Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
* Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
* Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
* Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
* Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
* Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
* Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём.
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
Формировать классный коллектив:
• Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников и т.д.
• Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и “звезд”, и “пренебрегаемых”.
• Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы).
• Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
• Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).
• У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
• Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.
• Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).
• Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
• Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
• Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
• Взять под особый контроль посещаемость.
• Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.
Повышать самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”:
1. Создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка.
2. Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
3. Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
4 Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
5. Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
6. Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
7. Поддерживать учащихся, склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
8. Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
9. Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
10. Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.