Памятка по подготовке к экзаменам
для родителей учащихся выпускных классов
Родители должны знать, что подготовку к контрольной работе или экзаменам следует начать с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.
Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Родителям ученика и ему самому надо разобраться, к какому типу он принадлежит. «Жаворонку» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна даже вредно. Если же ученик – «сова», то усаживаться за учебник рано утром ему нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
В экзаменационную пору или перед контрольной режим дня часто расстраивается, и многие жалуются на нарушение сна. Это связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток. Однако, это опасный путь. Всякое успокоительное средство оказывает тормозящее действие на нервную систему. На подростковом жаргоне «тормоз» - человек туповатый и плохо соображающий, тугодум. Так что не следует становиться таким «тормозом» добровольно. Ученик, напившийся успокоительного, рискует не вспомнить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в этом есть необходимость, полезно использовать древнейшее лекарство – мед, который к тому же прекрасно питает мозг витаминами.
Питание молодого организма должно быть регулярным и полноценным, то есть достаточно калорийным и витаминизированным. Не следует увлекаться таким популярным стимулятором, как кофе. Тому, кто с чашечки кофе привык начинать свой день, оно действительно полезно. А вот большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение, либо наоборот, вогнать в депрессию.
Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой – например, для разрядки поиграть в волейбол, покататься на велосипеде, роликах, либо просто погулять. Посвященное этому время может принести больше пользы, чем лишний час занятий после многочасового сидения за учебниками.
На фоне естественного и вполне объяснимого беспокойства положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой родители, стремясь создать ученику наилучшие условия, буквально запирают его дома, запрещают гулять, смотреть телевизор, слушать музыку. В итоге у бедного ребенка создается впечатление, что он под домашним арестом. А ведь естественное состояние арестанта – уныние и тоска!
Родителям нелишне было бы вспомнить свои школьные годы и собственное состояние перед контрольной или экзаменом. Может быть, тогда они бы попытались защитить ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по любому поводу. Куда лучше просто вместе погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится на душе и старшим и младшим.
Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Забавная комедия или эксцентричное шоу могут оказаться чудодейственными, и это не преувеличение. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку, почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие тяжелый фильм в большинстве своем с задачей не справились. Так что есть возможность немного посмеяться, - это только к лучшему.