Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Классный час

Дата: 6 мая 2021 в 14:44

Классный час как одна из главных форм воспитания в школе

Формы внеклассной работы сегодня- это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы  в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, марафоны, состязания, турниры и т.д.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все  указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
  2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
  3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины,     ее успехи на  международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

  1. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
  2. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
  3. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
  4. общешкольным   проблемам   (значимым   общественным   событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

      Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:

  1. Определение темы, целей и задач.
  2. Выбор формы проведения и названия.
  3. Предварительная подготовка:

-  подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.по теме;

- составить план проведения;

- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4.   Проведение самого мероприятия.

5.   Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

-     собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

      В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

      Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

      Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

     Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

      Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

      Выделяются следующие формы классного часа:

- классное собрание;

- беседа (этическая, нравственная);

- диспуты;

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- КВНы;

- интерактивные игры;

- игры-путешествия;

- театральные премьеры;

- тренинги;

- читательские конференции и т.д.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.